Хеджирование

1.Рынок срочных контрактов и его участники.

2. Понятие хеджирования.

3. Техника хеджирования фьючерсным контрактом.

4. Общая характеристика опционных контрактов.

5. Техника хеджирования опционным контрактом.

6. Заключение.

1.Рынок срочных контрактов и его участники.

Участники экономических отношений заключают контракты как на условиях немедленной поставки актива, так и в будущем. Одним из центральных звеньев современной западной экономики является рынок срочных контрактов. В настоящее время он представляет собой хорошо организованную систему биржевой и внебиржевой торговли. По мере дальнейшего развития рыночной экономики его масштабы будут неуклонно расширяться, поскольку он служит одним из механизмов, стабилизирующих функционирование современной рыночной экономики. Рынок срочных контрактов позволяет производителям и потребителям различной продукции избежать или уменьшить финансовые потери при реализации или приобретении товаров, экспортерам и импортерам – риск изменения курсов валют, заемщикам и кредиторам – риск изменения процентной ставки.
В дальнейшем мы будем использовать термин актив в качестве определения предмета, лежащего в основе контракта, когда конкретная его разновидность не существенна. В качестве синонима термина актив будет использоваться также термин инструмент или финансовый инструмент.Сделки, имеющие своей целью немедленную поставку актива, называются спотовыми. Сделки, имеющие своим предметом поставку актива в будущем, называются срочными. В срочном контракте, далее фьючерсный контракт, контрагенты оговаривают все условия соглашения в момент его заключения. Предметом фьючерсного контракта могут являться разнообразные активы, а именно, товары, валюты, акции, облигации, векселя, банковские депозиты и индексы.
На срочном рынке присутствуют несколько категорий участников. С точки зрения преследуемых ими целей и осуществляемых операций их можно разделить на три группы спекулянты, арбитражеры и хеджеры.
Спекулянт – это лицо, стремящееся получить прибыль за счет разницы в курсах финансовых инструментов, которая может возникнуть во времени. Спекулянт покупает (продает) активы с целью продать (купить) их в будущем по более благоприятной цене.
Хеджер – это лицо, страхующее на срочном рынке свои финансовые активы или сделки на спотовом рынке. Он устраняет ценовой риск путем открытия противоположной позиции на фьючерсном или опционном рынке. Например, в роли хеджера может выступать импортер кофе, который опасается повышения цены на закупаемый товар в будущем и для этого покупает фьючерсные контракты.
Арбитражер – это лицо, извлекающее прибыль за счет одновременной купли-продажи одного и того же актива на разных рынках, если на них наблюдаются разные цены.


2. Понятие хеджирования.

В рыночной экономике постоянно наблюдаются изменения в ценах товаров, курсов валют, процентных ставок. Поэтому, чтобы избежать риска потерь в случае неблагоприятного развития конъюнктуры необходимо, во-первых, прогнозировать будущую ситуацию, во-вторых, страховать свои действия. Страхование или хеджирование состоит в устранении неблагоприятных колебаний цен на рынках для производителя или потребителя того или иного актива. Цель хеджирования заключается в переносе риска изменения цены с одного лица на другое. Первое лицо именуют хеджером, второе – спекулянтом. Следует, однако, отметить некоторую условность такого деления, поскольку сторонами контракта могут выступать и два хеджера, когда один из них страхуется от риска повышения, а другой – понижения цены. Как общее правило, потенциально более высокую прибыль можно получить, только взяв на себя большую долю риска. К такой практике прибегают в основном спекулянты. Большая часть лиц, связанных с реальным сектором, прежде всего, заинтересована в планировании своих будущих расходов и доходов, поэтому они стремятся полностью или в определенной степени исключить риск непредвиденного изменения рыночных цен.


3. Техника хеджирования фьючерсным контрактом.

Использование фьючерсных контрактов представляет наиболее простую форму страхования ценовых рисков. Прежде, чем приступить к хеджированию, необходимо определить среднегодовой объем поставок, сроки поставок, а затем, исходя из этих данных, рассчитать среднемесячный объем. Далее необходимо привести средний объем реальных поставок к стандартным фьючерсным контрактам и определить уровень цен, приемлемый для начала выполнения программы. Также надо учесть, что при открытии фьючерсного контракта биржа требует внесения залоговых средств, в свою расчетную палату. Обычно залог составляет от 8 до 12 процентов от номинальной стоимости фьючерсного контракта.
Для примера рассмотрим:
нефть какао кофе сахар концентрат апельсинового сока

Если применять не фьючерсные, а опционные контракты, то можно добиться почти той же эффективности при значительно меньших затратах и рисках. В отдельных же случаях, по причинам которые будут изложены ниже, эффективность опционных стратегий существенно выше фьючерсных.


4. Общая характеристика опционных контрактов.

Если хеджер уверен в своих прогнозах относительно будущего развития событий на рынке, он может заключить фьючерсный контракт. Однако условия такого контракта требуют обязательного исполнения сделки, а при ошибочных прогнозах или случайных отклонениях в развитии конъюнктуры хеджер может понести потери. Поэтому, чтобы ограничить свой финансовый риск, хеджеру следует обратиться к опционным контрактам. Опционные контракты позволяют хеджеру ограничить свой риск только определенной суммой, которую он теряет при неблагоприятном исходе событий, а его выигрыш потенциально не ограничен. Опционные контракты представляют собой ценные бумаги, в основе которых лежат разнообразные активы: товары, акции, индексы, процентные бумаги, валюты и фьючерсные контракты. На русский язык слово “опцион” переводится как выбор. Суть опциона состоит в том, что он предоставляет одной из сторон сделки право выбора: исполнить контракт или отказаться от его исполнения. В сделке участвуют два лица. Одно лицо покупает опцион, т.е. приобретает право выбора. Другое лицо продает, т.е. предоставляет право выбора. За полученное право выбора покупатель опциона уплачивает продавцу некоторое вознаграждение, называемое премией. Продавец опциона обязан исполнить свои контрактные обязательства, если покупатель опциона потребует этого. Покупатель имеет право исполнить опцион, т.е. купить или продать актив, только по той цене, которая зафиксирована в контракте. Данная цена называется ценой исполнения.
Существует два вида опционов:
Опцион Call предоставляет покупателю опциона право купить оговоренный в контракте актив в установленные сроки у продавца опциона по цене исполнения или отказаться от этой покупки. Приобретая Опцион Call, покупатель ожидает повышения стоимости актива.
Опцион Put предоставляет покупателю опциона право продать оговоренный в контракте актив в установленные сроки у продавца опциона по цене исполнения или отказаться от этой продажи. Приобретая Опцион Put, покупатель ожидает падения стоимости актива.
В силу указанных выше особенностей опционные контракты являются в настоящее время самым распространенным инструментом страхования ценовых рисков. Использование особых опционных комбинаций позволяют хеджерам нести заранее запланированные потери при развитии неблагоприятной ситуации на рынке, а в отдельных случаях даже извлекать из этого небольшую прибыль.


5. Техника хеджирования опционным контрактом.

Стоимость опционов расчитывается на основании строгих математических моделей, что позволяет заранее расчитать и оценить возможные выигрыши и потери в будущем. Особенность опционов заключается в том, что по мере роста актива стоимость опциона Call растет быстрее, чем падает стоимость опциона Put и, наоборот, при падении цены актива стоимость опциона Put растет быстрее, чем падает стоимость опциона Call. Этим и объясняется тот факт, что при одновременной покупке опционов и Put, далее опционная комбинация, у хеджера появляется возможность выигрывать независимо от направления движения рынка. Например:
нефть какао кофе сахар концентрат апельсинового сока
Опционы дают хеджеру значительную свободу действий. Они работают намного эффективнее, если не дожидаться их срока истечения. Многообразие опционных комбинаций настолько велико, что можно учесть практически любые сценарии развития событий на рынке, заранее оценив возможные потери.

6. Заключение.

В мировой практике применение фьючерсных и опционных контрактов уже давно стало неотъемлемой частью хозяйственной деятельности крупнейших компаний.Значительные средства направляются не только на усовершенствование материально-технической базы, но и на развитие операций на срочном рынке. Поэтому неслучайно, что сильные колебания цен на основные товары не оказывают существенного влияния на лидеров мировой индустрии. Приведенные выше сценарии предполагают лишь пассивное хеджирование ценовых рисков. Мы же, в свою очередь, предлагаем активный менеджмент, когда на короткие сроки, иногда, даже внутри дня занимаются дополнительные направленные позиции, которые учитывают текущие кратковременные тенденции на рынке или рассчитаны на получение прибыли при отсутствии каких-либо значительных колебаний на рынке. Вышеизложенная методика страхования ценовых рисков рассмотренная на приведенных выше примерах может применяться на любых товарных рынках. Сложившийся на настоящий момент уровень цен на основные товары позволяет ожидать, что сильные колебания на этих рынках в ближайшее время сохранятся. Это, в свою очередь, позволит ускорить выполнение одной из основных задач, а именно, скорейший отзыв с торгового счета первоначально выделенных средств и продолжить хеджирование, за счет образовавшегося выигрыша. Это позволит развивать данное направление как самостоятельное, без дополнительных затрат со стороны компании. В заключении можно добавить, что программу страхования ценовых рисков можно начинать исходя не из реальных объемов закупок, а из объемов денежных средств, направляемых на торговый счет, когда страхуется часть импортных поставок. Это позволит оценить в реальных условиях методику хеджирования, и ее результаты, а так же профессиональный уровень трейдеров, управляющих торговым счетом. Подводя итог, заметим, что страхование ценовых рисков – это задача, требующая глубоко индивидуального подхода и выбор конкретной стратегии всегда производится при непосредственном участии компании-хеджера. При этом, наш подход, основанный на применении опционных схем, позволяет одновременно страховаться как от роста цен на товар, так и от падения и наоборот. Что позволит компании-хеджеру постоянно поддерживать конкурентноспособные цены.

<<<Назад

 

Hosted by uCoz